Любое мировоззрение своей основой имеет предшествующую традицию, испытывает на себе влияние других философских концепций. Прежде чем рассмотреть взгляды Мадзини и Кавура, необходимо проследить, на какой базе была сформирована их философия, какие течения европейской мысли оказали наибольшее влияние, что было характерно для предшествующей итальянской традиции в интерпретации национальной идеи.
Итальянская традиция.
Впервые в итальянской философии об идее нации активно заговорили просветители. Может, их идеи и не были каким-то откровением в рамках общеевропейской культуры, но, несомненно, они являлись таковыми для самой Италии. Просветители начали с разработки самого понятия «нация». В данном случае доминирующей стала немецкая концепция. Непременным было упоминание и о единстве итальянской нации в естественных границах от Альп до моря. Для Италии также отдельно выделялась значимость общей для всех итальянцев истории. Идея единой нации для Италии была достоянием не прошлого, но будущего. В данном случае под нацией понимали сумму индивидуумов, объединенных общей волей, направленной на создание единого сильного государства. Особое определение было дано национальному самосознанию. Многие рассуждения просветителей остались невостребованными. Исключением можно считать их пристальное внимание к истории Италии. Именно они дали начало историко-литературному движению, которое и послужило во многом основой для Рисорджименто.
Взгляд Мадзини.
На мировоззрение Мадзини сильно повлияла немецкая и французская философия. Еще в годы учебы в генуэзском университете Мадзини познакомился с сочинениями Гердера. В большей степени свои взгляды Мадзини заимствовал, скорее всего, из работ Кондорсе и Сен-Симона.
Пожалуй, наиболее главным программным документом Мадзини является его «Основные правила «Молодой Италии», составленные в 1831 году для созданного им общества «Молодая Италия». Именно в этих правилах Мадзини заявляет о своих целях, главная из которых – образование единой, неделимой, унитарной, независимой и свободной республики, объединяющей всю итальянскую территорию. Во втором пункте своего трактата Мадзини говорит об уничтожении высокой иерархии клира и введение простой приходской системы. Также необходимо упразднение всякой аристократии и любых привилегий. Причину необходимости создания республики Мадзини объясняет в «Основных правилах собратьям «Молодой Италии» (тоже 1831 год). По его мнению, только республика способна обеспечить народу свободу и равенство, ведь "суверенитет коренится именно в нации". Здесь же он говорит о необходимости объединять Италию унитарно, а не федеративно, так как "без единства нет нации". Не существует также нации, по мнению Мадзини, и без единства веры и общественного договора, без единства политического, гражданского и уголовного законодательства, без единства образования и единого представительства. Свою окончательную доктрину Мадзини сформировал в статье «Сотоварищи «Молодой Италии к согражданам» (1832): Равенство, Свобода и Союз – вот три необходимых элемента, составляющих Нацию. Для объединения нации необходимо существование системы представительства, которая обеспечит выборы некоторого количества людей, которым народ доверяет и которые станут выразителями их интересов и воли. Таким представительным органом должно было стать на первом этапе Учредительное собрание, которое должно было составить Национальный Договор, с провозглашением основных принципов объединения, определением целей коммун, общественного долга и устройства власти.
Определение нации: "Под Нацией мы подразумеваем универсальность граждан, говорящих на одном языке, объединенных, обладающих равенством гражданских и политических прав, с общим намерением развивать и совершенствовать общественные силы и активность этих сил". Нация для Мадзини - это хорошее устройство страны. Нация и Коммуна – два естественных составляющих народа, его общая и местная жизнь, а другие составляющие называются им искусственными.
Для достижения целей Мадзини считает необходимым: объединение всех членов союза (федерации) по всему полуострову и прилегающим островам; объединение военной силы; единодушие принципов и их пропаганда в народе.
В историографии встречается мнение, что программа Мадзини была рассчитана на долгое время - была устремлена в далекое будущее. Но он был фанатично предан национальной идее.
Взгляды Кавура.
Если Мадзини является теоретиком Рисорджименто, то Кавур был своего рода практиком. Его политические взгляды во многом созвучны с доктринами французов Кузена и Гизо. Значительное влияние на Кавура оказало и путешествие по Европе, откуда он вернулся поклонником английской конституции. Он отрицал двухпалатную парламентскую систему и отстаивал однопалатную расширенную до 200 человек. В отличие от Мадзини Кавур выступал за конституционную монархию, так как только она способна сочетать порядок, свободу и необходимую стабильность для развития экономики. Кавур понимал Рисорджименто в основном как движение, которое постепенно должно поднять Италию до уровня наиболее развитых стран Европы. Он предлагал собраться вокруг тронов, которые имеют глубокие национальные корни, и спокойно следовать прогрессивным намерениям, которые провозглашают итальянские правительства. Кавур понимал Рисорджименто прежде всего как экономическое и социальное явление, которое повлечет за собой и политические изменения. Таким образом, он отвергал революционные методы.
Кавур, как и Мадзини, отстаивал право нации на самоопределение. По мысли премьера, именно в то время эта идея особенно актуальной в Европе.
Cavour C.Scritti di economia. Milano, 1962.
Mazzini G. Scritti politici. V.1 Torino, 1976
Scritti politici editi ed inediti di Giuseppe Mazzini. Vol.2. Imola, 1909.
На главную
Историография и источники
|